Долгое время я не мог согласиться с тем, что Анастасия совершенно спокойно оставляет ещё грудного ребёнка одного. То просто на травку под каким-нибудь кустиком положит, то рядом с отдыхающей медведицей или волчицей. Я уже убедился, что его не тронет ни один зверь. Они, наоборот, будут его защищать до последнего. Только от кого? Если окружающие звери как няньки, то от кого защищать? Но всё равно непривычно, когда грудного ребёнка одного оставляют, и я пытался убедить Анастасию не делать так, говорил ей:
— Если звери ребёнка не трогают, то это не значит, что другое несчастье с ним не может приключиться.
А она в ответ:
— Не могу представить, Владимир, о каком несчастье ты думаешь.
— О многих, что с детьми беспомощными приключаются. Например, заползёт на бугорок, а потом и покатится с него, ножку или ручку вывернет.
— Та высота, которую ребёнок одолеет сам, ему вреда не причинит.
— Ну а если он наестся чего-нибудь вредного? Он же, несмышлёный, всё в рот тянет, так и отравиться недолго, а потом кто ему желудок будет промывать? Врачей поблизости никаких, а у тебя даже клизмы нет, чтобы промыть кишечник ребёнку в случае чего.
Анастасия только смеётся в ответ:
— Зачем же клизма, Владимир? Кишечник можно другим способом промыть и намного эффективнее, чем клизмой.
— Как это?
— Хочешь попробовать? Тебе как раз это не помешает, сейчас я принесу тебе несколько травинок…
— Подожди, не надо, я понял. Ты хочешь дать мне того, от чего расстройство желудка случится.
— Расстройство желудка у тебя давно случилось. А травка всё непотребное из твоего желудка выгонит.
— Понятно, в случае чего ты дашь ребёнку травы, и его пропоносит. Но зачем доводить дело до такой экзекуции с ребёнком?
— Так оно и не дойдёт. Ничего непотребного наш сын есть и не будет. Дети, особенно грудные, к материнскому молоку привычные, никогда ничего другого в большом количестве есть не будут. И наш сын может только попробовать слегка какую-то одну ягодку или травинку. Если вредной, горькой она окажется, непотребной для него, он её сам и выплюнет. Если съест немножко и она начнёт желудку вредить, его вырвет, зато он её запомнит и впредь не будет есть. Но будет знать всю Землю не по рассказам чьим-то, а на вкус. Пусть пробует наш сын Вселенную на вкус.
В общем, она, наверное, права, ничего плохого с ребёнком до сих пор ни одного раза не произошло. И ещё я заметил одно интересное обстоятельство: звери, окружающие поляну Анастасии, сами дрессируют или учат своё потомство взаимоотношениям с человеком. Раньше я думал: этим занимается сама Анастасия, но потом убедился — она на это своего времени не тратит.
Вот что я однажды увидел. Мы сидели на краю полянки на солнышке, Анастасия только что покормила грудью сына, и он блаженно лежал у неё на руках. Сначала чуть-чуть подремал или поспал, потом своей маленькой ручкой стал трогать волосы Анастасии и улыбаться. Анастасия смотрела на сына и тоже улыбалась, шептала ему разные слова нежным голосом.
Я увидел, как вышла на поляну волчица со своим выводком — четырьмя совсем маленькими волчатами. Волчица шла к нам, но, не дойдя метров десять, легла на траву. Семенившие за ней волчата сразу к её брюху стали пристраиваться. Анастасия увидела лежащую волчицу с волчатами, встала с травы, держа на руках сына подошла к ней, присела метрах в двух от волчицы и стала с улыбкой разглядывать волчий выводок. При этом она ласково говорила:
— О, каких красавцев наша умница родила. Один вожаком непременно будет, а эта девочка — вся в маму, радость ей доставит, достойно род продлит.
Волчица будто дремала, глаза её томно зажмурились, то ли от дремоты, то ли от ласки в голосе Анастасии. Волчата оставили в покое брюхо волчицы и стали смотреть на Анастасию, а один из них, ещё не очень уверенно двигаясь, направился в её сторону.
Волчица, вроде бы дремавшая, вдруг вскочила, зубами схватила волчонка и отбросила его к остальным. То же самое произошло и с другим волчонком, и с третьим, и с четвёртым, попытавшимися приблизиться к Анастасии. Несмышлёные волчата продолжали свои попытки, но волчица не пускала их до тех пор, пока они не прекратили свои походы. Двое волчат занялись борьбой друг с другом, остальные сидели смирно и смотрели на нас. Ребёнок на руках Анастасии тоже увидел волчицу с волчатами, стал смотреть на них, потом засучил нетерпеливо ножками, произнёс какой-то призывной звук.
Анастасия протянула в сторону волчицы с волчатами руку. Два волчонка как-то неуверенно направились в сторону протянутой человеческой руки, но в этот раз волчица не стала их останавливать, наоборот, она подтолкнула двух играющих волчат в сторону протянутой руки. И вскоре они оказались рядом с Анастасией. Один стал покусывать палец протянутой Анастасией руки, второй лапками на руку встал, двое других к ноге подлезли. Сын заёрзал на руках Анастасии, явно стремясь к волчатам, Анастасия опустила его на траву, и он, тут же забыв обо всём, стал играть с ними! Подойдя к волчице и ласково потрепав её по загривку, Анастасия вернулась ко мне.
Я понял приученная никогда самостоятельно не беспокоить Анастасию, волчица подбегает к ней только по определённому жесту, и теперь она учила тому же и своё потомство. Волчицу, наверное, также учила её мать, а мать — её мать, и так из поколения в поколение звери передавали правила отношения с человеком. И надо сказать, уважительного отношения, тактичного. Но кто и как приучил их к другому — нападению на человека?
Вообще при знакомстве с жизнью отшельников сибирской тайги много разных вопросов возникает, таких вопросов, о которых раньше и предположить было невозможно. Анастасия не собирается менять свой образ жизни отшельницы. Но… стоп! Когда я думаю об Анастасии как об отшельнице, слова «отшельник, отшельница» у меня каждый раз ассоциируются с человеком, изолированным от общества, от современной системы информации. А на деле что получается? Каждый раз после пребывания в гостях на её полянке я издаю новую книжку. Её обсуждают разные люди, старые и молодые, учёные и лидеры духовных конфессий. Получается, что не я ей приношу информацию из нашего информированного во всём общества, а она мне предоставляет информацию, интересную для общества.
Так кто же тогда истинный отшельник? Не запутались ли мы в паутине обилия или, вернее, кажущегося обилия информации? А на самом деле мы уединились или оторвались от истинного источника информации. Ну надо же, как получается на самом деле — глухая таёжная полянка Анастасии словно информационный центр, словно космодром в другие измерения бытия. Так кто же тогда я, мы, кто такая Анастасия? Впрочем, так ли это сейчас важно? Главное в другом — в её последних высказываниях относительно возможности преобразования к лучшему жизни отдельного человека, страны и человеческого общества в целом посредством изменения условий быта отдельного человека.
Невероятная простота: надо дать человеку хотя бы гектар земли, и дальше она рассказывает, что нужно сделать на этой земле и тогда… Невероятно, такая простота… И с человеком всегда будет энергия Любви. Будут любящие друг друга супруги. Будут счастливые дети, исчезнут многие болезни, прекратятся войны и катаклизмы. Человек приблизится к Богу.
Фактически она предложила построить множество похожих на её полянок рядом с большими городами. При этом она не отрицает использование достижений нашей цивилизации: «Пусть и негативное во благо поработает», — говорит. И я поверил в её проект. Поверил в то прекрасное, что должно произойти от его претворения в нашей жизни. И многое из него мне казалось понятным. Но только надо ещё раз всё по порядку проверить, обдумать. Надо адаптировать её проект под каждую местность.
Меня захватила идея Анастасии относительно земли и её обустройства. Хотелось побыстрее добраться домой, посмотреть, что говорят о подобных поселениях учёные, есть ли в мире нечто подобное? Хотелось в деталях сначала спроектировать новое поселение, а потом начать его строить совместными усилиями с желающими принять участие в строительстве. Конечно, ни я, ни кто-то другой один не может взять на себя ответственность единолично спроектировать это прекрасное поселение будущего — нужно вместе!.. Надо будет вместе обсудить информацию и спроектировать своё поселение с учётом ошибок других.